Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Стратегии успешного письменного изложения

Опубликовано в журнале "Мир русского слова". 2004. №4. С. 109-110.


Джеймс Э. Райнкинг, Эндрю У. Харт, Роберт фон дер Остен. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. и адаптация А. Станиславского. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 464 с.

В России, как и в других странах СНГ, все лучше и лучше осознается идея, что успехи в экономике, науке и социальных преобразованиях в значительной степени зависят от умения специалистов эффективно излагать в письменной форме свои знания и результаты своей работы. А это умение не может быть обеспечено без повышения роли преподавания русского языка в высшей школе. Однако преподавание русского языка в нефилологических вузах все еще идет «со скрипом». Так, согласно опросу, проведенному издательством «Флинта», в более чем 80 технических вузах России, оказалось, что «в 20% из них русский язык и культуру речи не преподают вообще… примерно в 30% это делают по усеченной программе; и лишь в 50% данную дисциплину преподают согласно требованиям Госстандарта».[1] 

Отрадно то, что учебников и учебных пособий по данному предмету, среди авторов которых такие известные российские ученые и практики, как Ю.А. Бельчиков, Т.С. Дроняева, О.М. Казарцева, В.И. Максимов, Г.Я. Солганик и другие, уже создано немало; немало таких работ и в планах издательств.

Возникает естественный вопрос: нужно ли еще одно пособие, тем более, переводное и изначально писавшееся для аудитории, иной не только в языковом, но и в культурном отношении? Как ни парадоксально, но именно в этой «инаковости», возможно, и заключается одно из положительных отличий этой книги от российских источников.

Выдержавшая 6 изданий в США,[2] где накоплен большой опыт преподавания письменного изложения, эта книга будет полезна не только студентам, но и преподавателям, поскольку предлагает широкий спектр идей и практических приемов, которые могут быть с успехом использованы в преподавании русской письменной речи.

Книга может оказаться хорошим подспорьем и в преподавании РКИ для студентов из стран, где традиционно влияние англо-американской системы обучения (страны Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки), благодаря знакомым для этих студентов формам «подачи» материала, встречающимся в книге литературным примерам и социально-культурным реалиям.

Книга состоит из шестнадцати уроков, сгруппированных в три части. В первую часть входит три урока. Урок 1 знакомит студентов с целями письменного изложения, необходимостью знать аудиторию и характеристиками хорошего текста. Урок 2 рассматривает этапы планирования и создания черновика письменной работы (эссе). Урок 3проведет студентов через различные этапы правки: от систематизированной процедуры исправления эссе в целом до указаний по исправлению его составных частей. Уроки 2 и 3 объединены разворачивающимся наглядным примером, который включает первый вариант студенческого эссе, первую правку с отмеченными изменениями и окончательный вариант. Примечания на полях выделяют ключевые элементы законченной письменной работы. В обоих уроках даются предложения по использованию текстового редактора, а Урок 3 объясняет процедуру оценки черновиков коллегами и письменное изложение в группах.

Десять уроков во второй части (Уроки 4 – 13) подробно рассказывают о различных стратегиях, или моделях, для развития (композиции) эссе: повествовании, описании, описании процесса, иллюстрации, классификации, сравнении, причинном анализе, определении и аргументации. Эта часть завершается уроком о комбинировании стратегий, который показывает, что авторы, в зависимости от цели, часто пользуются этими моделями в разнообразных сочетаниях.

За исключением Урока 13 изложение в каждом уроке следует одной и той же методике: сначала объясняются ключевые элементы стратегии; затем указываются типичные случаи ее применения в вузе и на работе, чтобы продемонстрировать студентам ее практичность; наконец даются конкретные указания по планированию черновика, его написанию и правке. За объяснительной частью следует законченное студенческое эссе и эссе профессионального автора, сопровождаемые вопросами. Все уроки заканчиваются разделами «Следующие шаги». Адресованные студентам, превосходящим средний уровень, они объясняют, каким образом можно усложнить цель своего письменного задания, синтезируя материал из различных источников.

В третьей части авторы переходят от рассмотрения эссе в целом к элементам, которые их составляют. Урок 14 начинается с рассказа об основных характеристиках абзацев, и заканчивается рассказом об отдельных видах абзацев. Урок 15 описывает различные стратегии создания риторически эффективных предложений. Урок 16 рассматривает уровни словоупотребления, тон, образный язык и иронию. Урок заканчивается указаниями, как определить многословие, эвфемизмы, клише, смешанные метафоры и как не допускать их.

Во всех уроках неотъемлемую часть процесса объяснения составляют тщательно отобранные примеры и упражнения.

Хочется разделить оптимизм авторов, выраженный ими во вступительном слове для читателей российского издания, что эта книга станет частью «постоянно растущих дискурсивных связей между Америкой и Россией, связей, щедро обогащенных такими авторами, как Выготский и Бахтин, которые в большой степени повлияли на наше понимание языка, письменного изложения и литературы».


  1. Петряков В.Г. Помогаем правильно говорить по-русски // Научная книга. 2003. №3-4
  2. Reinking J. A., Hart A.W., and Osten R., von der. Strategies for Successful Writing: Brief Edition. 6th ed. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2002

Категория: Мои статьи | Добавил: Anstan (22.09.2013)
Просмотров: 2022 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: